Правительство сняло ограничения для юрлиц на параллельный импорт автомобилей в Россию. Проводить сертификацию таких машин разрешат по упрощенной схеме. Кроме того, их теперь не обязательно оснащать системой ЭРА-ГЛОНАСС. Дилеры готовы освоить параллельный импорт, однако сам механизм такого ввоза требует доработки, отмечают эксперты. Позволят ли принятые послабления справиться с дефицитом новых машин на российском рынке, разбирались «Известия».
Кабинет министров принял постановление, которое упрощает ввоз автомобилей в Россию по параллельному импорту. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Как уточнили в Министерстве промышленности и торговли, он снимает барьеры для ввоза новых автомобилей юридическими лицами.
— Теперь юридические лица могут провести необходимую сертификацию в упрощенном порядке без получения разрешения правообладателя, — подчеркнули в пресс-службе Минпромторга.
Прежде для ввоза автомобилей из-за рубежа юрлицам необходимо было получать одобрение типа транспортного средства, которое выдавалось органами сертификации только с разрешения правообладателя. Теперь это правило отменено.
В Минпромторге также отметили, что новый порядок изменяет требования к оснащению машин: теперь их можно импортировать в Россию без обязательного оснащения устройствами вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Это временная мера: юридические лица могут ввозить автомобили без оснащения этой системой до 1 октября 2022 года, а граждане — до 1 февраля 2023 года, отметили в ведомстве.
Указанные сроки согласованы Минпромторгом и российскими производителями систем вызова экстренных служб (СВЭС), подчеркнули в АО «ГЛОНАСС».
— Это позволит сформировать объем СВЭС, необходимый для покрытия растущей потребности по оснащению ввозимых в Россию автомобилей. Временный порядок не исключает возможности установки системы: автовладельцы, которые заботятся о своей безопасности, смогут продолжить оснащение ввезенных автомобилей кнопками SOS, которые есть в наличии у производителей, — сообщили в пресс-службе компании.
В АО «ГЛОНАСС» отметили, что с начала года к системе было подключено более 364 тыс. транспортных средств, а всего в ней на данный момент более 8,7 млн транспортных средств. С момента появления системы в 2015 году контакт-центр принял и обработал 23 млн вызовов, из которых более 219 тыс. потребовали реагирования служб спасения для оказания помощи пострадавшим в ДТП.
По мнению экспертов, упрощение сертификации автомобилей, ввозимых из-за рубежа, — первый шаг к полноценному параллельному импорту автомобилей. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, потребуется определенное время, чтобы этот механизм смог нормально заработать.
— Безусловно, решение правительства, разрешившее ввозить машины без получения ОТТС и получения разрешения от правообладателя, дало зеленый свет параллельному импорту автомобилей. Мы рады, что наша позиция в этом вопросе была услышана. Однако, чтобы эта схема начала функционировать, потребуется определенное время для проработки взаимодействия между таможней, органами сертификации, МВД и некоторыми другими ведомствами, — отметил Хайцеэр в беседе с «Известиями».